Лаборатория: Искусственного интеллекта
Действующие лица
Александр Немцов


Руководитель отдела разработки программных продуктов. В Первом БИТе с 2003 года, начинал с должности специалиста по внедрению торгового оборудования, дорос до руководителя отдела АРТ. С 2013 года руководит отделом разработки. Выпустил решения БИТ.Отель, БИТ.Ресторан. Два года назад присоединился к команде разработки мобильных решений и принял участие в выпуске GROTEM / Express. За время работы в Первом БИТе также успел познакомиться с QlikView, PowerBI, ElasticSearch и другими системами.
Мероприятие Лаборатории для нас:

Вебинар «Как приручить искусственный интеллект», 2 августа 2018 в 17.00 (время московское).

Какие задачи решает искусственный интеллект

Аудиторская компания PwC считает, что благодаря ИИ мировой ВВП к 2030 году вырастет на 15,7 триллионов долларов в 2030 году (14% всего мирового ВВП). Этот само по себе весомый аргумент, чтобы бизнес задумался, как применить ИИ в своей работе. А для каждого из нас — повод разобраться с тем, как работает технология.

По мнению Gartner, к 2020 году 30% всех B2B-компаний будут использовать технологии искусственного интеллекта как минимум в одном из основных процессов продаж. Искусственный интеллект в продажах обеспечит большую эффективность в бизнес-процессах, повысив на 30% уровень конверсии возможных продаж.

Сейчас искусственный интеллект использует большинство корпораций. В банках ИИ анализирует документы, принимает решение о выдаче и сумме кредита. В строительстве читает проектную документацию и находит расхождения. Широко применяется ИИ в ритейле. Системы предсказывают спрос, формируют персональные акционные предложения, обрабатывают запросы, комментарии клиентов на сайте и в соцсетях, оптимизируют маршруты доставки товаров.

Яркий пример внедрения ИИ продемонстрировали в X5 Retail Group. Они внедрили машинное обучение в маркетинговую деятельность. В магазинах «Перекресток» для пяти миллионов держателей карт лояльности система регулярно генерирует персональные предложения.

Интересные эксперименты получились с системой распознавания — это когда по фотографии программа определяет, какой предмет вы ей показываете. Подобные технологии очень востребованы в ритейле — их используют для контроля выкладки на полках. Таких систем очень много, тот же Google Photos использует упрощенную версию ИИ от Google. В нашем случае использовалась система DarkNet, она довольно просто устанавливается и позволяет быстро получить результат.


Базовое обучения DarkNet уже провели разработчики — система могла узнать некоторые предметы на фото, продукты, животных и людей. Александр хотел выяснить, сможет ли клиент начать использовать систему сразу после установки. Ответ — нет. Систему нужно дополнительно обучать решать конкретную задачу. Если нужно распознавать йогурты, в систему загружают десятки фотографий йогурта определенной марки.


Еще один вывод исследований — на рынке нет (и пока не может быть) универсальных систем, которые не надо учить. Клиенту для внедрения всегда будет нужна помощь специалистов, то есть, возможно, нас с вами.


У лаборатории были и другие задачи. Когда вышло видео про Большую цель, построили усредненный портрет сотрудника, который посмотрел или не посмотрел его на портале. Хотелось с помощью искусственного интеллекта понять, как корпоративные коммуникации сделать ближе каждому сотруднику компании. Например, система показала руководителя, у которого больше всего сотрудников не посмотрели видео. Когда результаты стал изучать сам Александр, выяснилось, что причина очень простая — в подчинении у этого руководителя больше всего сотрудников.
То есть искусственный интеллект искусственным интеллектом, но результаты в большинстве случаев требуют адекватной оценки человека. А значит, аналитики без работы не останутся.

Ты и Лаборатория искусственного интеллекта

Пока Александр единственный участник Лаборатории, но он рассказывает, что то и дело узнает о коллегах, которые увлекаются похожими задачами, и неплохо продвинулись в технологии.

«На данном этапе важно собрать вместе таких энтузиастов, чтобы была возможность обсудить, посоветоваться, просто поделиться новостями. Для этого я создал группу в Telegram, присоединяйтесь.


2 августа в 17.00 я проведу вебинар «Как приручить искусственный интеллект», на который приглашаю всех. Мы разберем на примерах, как ИИ используется в бизнесе. Я покажу, как работают некоторые системы, поделюсь, с какими сложностями мы уже сталкиваемся и еще предстоит столкнуться. И не забудем обсудить, есть ли шансы у искусственного интеллекта захватить мир».

Александр Немцов
Во втором полугодии Лаборатория планирует протестировать решения на основе ИИ в Первом БИТе. С выбором решений помогут эксперты из отраслевых дирекций: нужно отсечь то, что нашим клиентам точно не пригодится.


После экспериментов мы проведем круглые столы с клиентами, где покажем наиболее работоспособные технологии для их бизнеса. Ритейлеров, скорее всего, заинтересует технология прогнозирования потока покупателей — уже сейчас она кажется зрелой и полезной. Первое внедрение ИИ с помощью Лаборатории мы рассчитываем провести до конца года.


Если тебе интересно поучаствовать в этих активностях и жизни лаборатории — присылай свои идеи Александру Немцову или Роману Калинкину.

|
8 921 448 48 87
Свяжитесь с нами